23 февраля 2007 г.

Эффективное в неэффективном

Проверка КСП: эффективное в неэффективном

В ноябре аудиторы областной контрольно-счетной палаты (КСП) проводили проверку составления, утверждения и исполнения бюджета Зимы за девять месяцев 2006 года.

В заключении, вынесенном по результатам проверки, отмечено, что нормативно-правовая база, в том числе по регулированию бюджетных правоотношений, по всем основным направлениям использования муниципальной собственности соответствует законодательству.

Кроме того, был отмечен ряд недостатков, но все они, по словам Натальи Филимоненко, начальника управления по финансам и налогам городской администрации, «носят технический характер и не приводят к ухудшению социально-экономического положения города, а частично даже улучшают ситуацию».

Так, в документе КСП идет речь о нецелевом использовании 1390,9 тыс. руб. Это бюджетный кредит из области, полученный на погашение задолженности за уголь. На самом деле деньги направлены по назначению, только не через предприятие «Тепловые сети», у которого сложилась задолженность, а через «Зиматеплоэнерго», на которое изначально закладывались средства. Таким образом, «нецелевка» выражается не в назначении денег, а в изменении названия предприятия ЖКХ.

Как неэффективно использованные расценили в КСП 27078 тыс. руб. Основная часть средств, чуть более двадцати миллионов – расходы местного бюджета по погашению кредиторской задолженности перед «Иркутскэнерго». Долги возникли из-за недофинансирования федеральных и областных законов по выплате субсидий и льгот. Муниципалитет погасил задолженность с помощью целевого кредита из области. Аудиторы КСП настаивают в своем заключении, что для этого необходимо было использовать только поступления из федерации, которые, кстати, пришли значительно позже, чем того требовала ситуация. Это как раз тот случай, говорит Наталья Николаевна, когда «неэффективное», по мнению областных чиновников, использование денег улучшило положение в городе.

Еще шесть с половиной миллионов рублей – предоплата областным коммунальщикам за оборудование (котлы) для городских котельных. Дело в том, что завод-изготовитель отгружает заказанное оборудование в течение 45 суток с момента оплаты. Таким образом, котлы были доставлены и смонтированы к началу отопительного сезона. Если бы средства не были перечислены вовремя, т.е. заранее, все бы значительно осложнилось.

Кроме того, местный бюджет взял на себя дополнительную нагрузку по оплате за коммуналку, чтобы не увеличивать платежи населения. Это треть тарифа или 29 тыс. руб. за подвоз воды и откачку жидких бытовых отходов, а также возмещение сверхнормативных потерь из-за ветхости теплотрасс, что составило 387 тыс. руб. КСП обозначило это как «неэффективное использование средств». Однако, как считают зиминские власти, нельзя перекладывать это на плечи жителей. Поэтому данные статьи запланированы и в бюджете-2007.

Средства, использованные с нарушением действующего законодательства. КСП «нашла» таковых почти тридцать один миллион рублей. Двенадцать из них – неуплата единого социального налога на заработную плату. Задолженность пока не погашена. Сделать это возможно только с помощью областного бюджета. Главное финансовое управление области знает эту проблему, существующую не только в Зиме, но и в большинстве территорий.

Миллион рублей – дополнительный фонд оплаты труда за счет превышения нормативной численности персонала городской администрации. На конец года численность работников была приведена в норму. В этой же статье - чуть более полутора миллиона рублей – расходы, не относящиеся непосредственно к содержанию органа управления и искусственно завышающие объем средств, истраченных на муниципальное управление. Это оплата составления генплана города, приобретения оборудования для ГОВД, так называемой «рубашки свидетеля», кадастровой оценки земель. Совершенно очевидно, что это необходимые для города расходы.

13 млн. 190 тыс. рублей – средства местного бюджета, размещенные без конкурса и котировок. Деньги, в основном, перечислены на городское коммунальное хозяйство. Главной мотивацией в принятии такого решения стало, прежде всего, обеспечение работой и зарплатой жителей города. Кроме того, единственная федеральная дорожная служба не занимается ямочным ремонтом, из-за того, что объемы невелики и финансирование нестабильно.

2460 тыс. руб. – оплата подрядных работ без муниципального контракта. На 2007 год замечания устранены, заключаются муниципальные контракты, которыми занимается отдел потребительского рынка, создана конкурсная комиссия.

Аудиторы КСП назвали и суммы недополученных, по их подсчетам, доходов. 358 тыс. рублей из них - за арендованные различными структурами муниципальные объекты на безвозмездной основе. Арендаторы – контрольно-ревизионное управление, медико-социальная экспертиза, мировые судьи. Договоры с ними на длительный срок были заключены еще в 2001-м. На текущий год, учитывая замечания КСП, муниципалитет подготовил письма об изменении договорных условий с вышеназванными организациями, за исключением МСЭК, которая в таком случае незамедлительно переехала бы в Саянск. Для зиминцев это неудобно и чревато дополнительными расходами.

Что касается недополученных 900,5 тыс. руб., то эта кредиторская задолженность по арендной плате «Зиматеплоэнерго» в полном объеме погашена и поступила в бюджет города к началу 2007 года.

Стоит отметить, что замечания аудиторов носят, скорее рекомендательный характер, нежели принципиальный и в подавляющем большинстве касаются жилищно-коммунального хозяйства. В здравоохранении, образовании, культуре нарушения не выявлены. Главная причина допущенных нарушений в том, что реальная обеспеченность муниципального бюджета – сорок процентов. Отсюда все проблемы.

Марина Кулешова


Оцените: