21 июня 2007 г.

В профильный класс – по желанию и способностям

Алена АЛТУНИНА

О скором внедрении в систему образования так называемых профильных классов в области активно заговорили три года назад. Тогда и у учителей, и у ребят, и у родителей возникало достаточно много вопросов относительно этого нововведения. Сегодня большинство из них уже прояснились, а значит, есть необходимость рассказать о новшестве подробней.

Профильное обучение является одной из ключевых идей Концепции модернизации российского образования, рассчитанной до 2010 года, а также приоритетного национального проекта «Образование». Новшество предполагает усиленную работу со школьниками сразу по нескольким направлениям. Прежде всего, речь здесь идет об активизации ранней профориентационной работы в школах. Причем начинать ее планируют с первого класса. К моменту окончания основной школы (9 кл.) школьник должен определиться с будущей профессией и изучением профильных предметов. Значительное место в реализации нововведения будет уделяться психологическому аспекту. Классные руководители, учителя-предметники и школьные психологи вплотную займутся определением склонностей каждого учащегося к той или иной специальности и, что немаловажно, оценкой его возможностей в освоении всех необходимых для этого дисциплин.

Профильными школами с углубленным изучением отдельных предметов станут только те общеобразовательные учреждения, в которых будут созданы соответствующие условия (кадровые, материальные, административные). Другие останутся общеобразовательными – для тех ребят, которые не смогли определиться с профилем или попросту не захотели этого сделать. Предположительно, в городе будут действовать социально-экономический, естественно-научный, информационно-технологический, естественно-математический и гуманитарный профили, но и в профильных школах останутся общеобразовательные классы.

Для определения склонностей детей в 9 классе вводится предпрофильное обучение. На этом этапе учащемуся на выбор предлагаются различные элективные курсы (курсы по выбору) по всем предметам. Посетив их, школьник в дальнейшем делает свой выбор в пользу тех дисциплин, которые для него наиболее привлекательны и пригодятся в овладении будущей профессией. Здесь также будет действовать система накопительной оценки учебных достижений учащихся по типу «портфолио». Ребята станут собирать все свои грамоты, дипломы, благодарности, кубки, которые помогут школьнику, как минимум, поступить в профильный класс, а в дальнейшем – добиться еще более высоких результатов в обучении.

Непосредственно профильным обучением охватываются школьники 10-11 классов. У них произойдет перераспределение часов. Общее количество уроков останется тем же, как и в обычных классах. Однако у тех старшеклассников, которые отдадут предпочтение математике и свяжут с ней свою дальнейшую жизнь, будет больше уроков по этой дисциплине, но меньше занятий по литературе и истории.

На сегодняшний день комплексная муниципальная целевая программа «Профиль» принята городской Думой. Документ предполагает планомерный и систематичный переход школ города к профильному обучению. Он включает четыре основных этапа. Первый, подготовительный, рассчитан уже на этот год. Управлением образования разработана нормативно-правовая документация по введению профильного обучения. Определена ресурсная база всех общеобразовательных учреждений. Подводятся итоги участия школ № 1, № 7 и Зиминского лицея в областном эксперименте по внедрению профильного обучения. В следующем учебном году планируется создание предпрофильных классов (9 кл.) во всех зиминских школах. На третьем и четвертом этапе (2008-2010 гг.) – введение профильного обучения в школах города.

Учителя, которые займутся преподаванием дисциплин в профильных классах, пройдут отбор и специальную подготовку. Будет учитываться уровень профессиональной компетентности педагога, его знание возрастной психологии, наличие организаторских способностей, доброжелательность, педагогический такт и многое другое.

Для организации всей этой работы потребуется определенная перестройка системы работы школы. Поэтому главный вопрос, стоящий сегодня перед Управлением образования, – финансовый. Прежде всего, нужны хорошо оборудованные предметные кабинеты (особенно химии, физики, биологии, информатики), каждый из которых стоит не менее 150 тысяч рублей. В рамках организации довузовской подготовки детей на базе общеобразовательных учреждений, областным специалистам, которые приедут на территорию, нужно будет возместить часть командировочных расходов. Так как профильное обучение является новым направлением в работе школ, потребуется приобретение специальной литературы, как для учителей, так и для самих ребят. Понадобится и финансирование на проведение ряда творческих конкурсов, призванных развить интерес учащихся к разнообразному миру профессий.

Сегодня ситуация такова, что бюджет на этот год уже принят. В нем по данному направлению предусмотрены 83 тысячи рублей. Основное же финансирование по принятой программе будет осуществляться в последующие годы.


Оцените: