21 апреля 2010 г.

Пока жильцы решают, платить или не платить за «коммуналку», у предприятий нет средств на развитие

В городской администрации прошло совещание, на котором обсуждались вопросы, ставшие на сегодня наиболее острыми для предприятий жилищно-коммунального комплекса. В числе основных задач, которые в настоящий момент стоят перед предприятиями системы ЖКХ – максимальная оптимизация затрат, которые несут предприятия. Далеко не всегда они получают в полном объеме оплату за произведенные услуги. Причин тому немало.

Вопрос о неплательщиках, которые систематически не рассчитываются за потребленные тепло, воду, вывоз мусора, уборку помещений и т.д. возник уже очень давно. В нашем государстве существует система рычагов, которыми можно воздействовать на задолжников. К сожалению, на практике эффект их использования – гораздо ниже, чем можно было бы ожидать.

Управляющие компании, собирающие с жильцов квартплату, можно сказать, не прекращают борьбу с неплательщиками ни на один день. Отправляют им предупреждения, приходят для личной беседы, обращаются в суд. Тем не менее, достучаться до самых злостных – сложно. Как отметил директор управляющей компании «Восточная» Александр Пац, к примеру, если у жильца имеется задолженность и после прохождения соответствующей процедуры в суде ему по месту работы (если гражданин трудоустроен) приходит судебный приказ, он начинает послушно гасить имеющийся долг, то по текущим начислениям не рассчитывается. Таким образом, у него вновь накапливается задолженность.

Во многих других странах давно отработан механизм выселения непослушных должников: если таковые накапливают приличные суммы, их жилплощадь продают с торгов. С полученных средств изымают сумму долга, а оставшуюся часть отдают жильцу. При такой системе и сами жильцы стараются реально оценивать свои возможности: если квартплата не по силам, они переезжают на меньшую площадь.

Увы, пока не все наши граждане научились рассчитываться за то, что получают. На совещании прозвучало убедительное сравнение. Если в магазине взять без денег буханку хлеба, такой поступок будет назван однозначно: воровство. При этом, пользуясь жилищно-коммунальными услугами и не расплачиваясь за них, граждане фактически совершают то же самое – воровство, однако сами они с такой формулировкой вряд ли согласятся. Кстати, по словам Александра Паца, за последнее время компания «Восточная» направила в суд три иска о выселении злостных неплательщиков. Однако по всем трем было отказано.

Еще один из наболевших вопросов – разница в тарифах за содержание жилья и текущий ремонт в квартирах разной степени благоустроенности. Как известно, самая большая оплата – 10,4 руб. в расчете на 1 квадратный метр – в благоустроенном жилье. Чем меньше степень благоустройства, тем ниже тариф. Однако, как отмечают руководители управляющих компаний города, в неблагоустроенном жилфонде им приходится работать никак не меньше, и затраты для его поддержания в пригодном состоянии – порой даже выше. По словам мэра города Николая Пенюшкина, здесь нужно искать другие пути решения, смотреть опыт других городов. К примеру, в некоторых других территориях обслуживание неблагоустроенного жилья выставляется на торги. Муниципалитет назначает определенную цену за эти работы. Если не находится предприятий, которые бы согласились взять жилье на обслуживание по такому тарифу, он поднимается и снова проводятся торги. И так до тех пор, пока не будет «продано».

Сейчас зиминский муниципалитет, как отметил мэр Николай Пенюшкин, будет разрабатывать свои схемы работы по этому жилфонду, рассматривая различные варианты, в том числе возможность организации подобных торгов.

Еще один опыт, успешно применяемый в других регионах России, который рассматривался на совещании – проведение ремонтов жилых домов с помощью так называемых «бонусов». Из бюджета выделяется определенная сумма денег на ремонт, скажем, кровли. Получить эти средства собственники жилья могут на основе конкурса, принцип которого – «кто вложит больше». Иными словами, бюджетные деньги достаются тому, кто предлагает добавить к ним из своих средств наибольшую сумму. Тот и отремонтирует крышу на своем доме.

Парадокс в том, что сегодня предприятия ЖКХ, не в полном объеме собирая деньги с потребителей за свои услуги, тем не менее, рассчитываются с государством за свою недополученную прибыль сполна. Они уплачивают налоги не с фактически собранных средств, а со всего количества произведенной «продукции». В частности, такая проблема стоит перед «Зиматеплоэнерго». К примеру, собираемость платы с жителей – порядка 94%. А тепловики при этом уплачивают налоги со всех 100 процентов.

Недополучение доходов не позволяет и увеличивать заработную плату работникам. Не секрет, что сейчас заработки в коммунальной сфере не очень высокие. Чтобы поднять этот уровень, нет ресурсов.

В настоящий момент платежей, которые вносят потребители, хватает только на то, чтобы покрыть текущие расходы коммунальных служб, – говорилось на совещании. Но это тупиковый и опасный путь. Практически не вкладываются средства в развитие производства, модернизацию оборудования. Невозможно и получить в банках кредиты на эти цели. Ведь заемные средства банк выдает только под залог имеющихся активов. В частности, оборудования предприятий. А последние арендуют его у муниципалитета, причем на короткий срок – 11 месяцев. По истечении этого периода договор аренды может быть заключен снова. Но такие условия не устраивают банкиров.

Поэтому, подчеркнул Николай Пенюшкин, нужно менять эту схему, выбрав наиболее оптимальный путь – передавать оборудование коммунальщикам в долгосрочную аренду либо в концессию (такой способ передачи, при котором арендатор, т.е. концессионер, не только эксплуатирует имущество, но и улучшает его состояние, вкладывает средства в его развитие). Это позволит предприятиям ЖКХ работать на перспективу, строить долгосрочные планы, решать вопросы капитальных вложений в производство.

В целом необходимо максимально работать над оптимизацией издержек производства в жилищно-коммунальном комплексе: это решение вопросов собираемости квартплаты, организационной формы предприятий и их взаимодействия, минимизация потерь. Качественные изменения в этой сфере возможны только в том случае, если они, так же как и все, будут жить по законам рынка: за каждую единицу произведенной продукции – тепло, воду, ремонт, уборку получать оплату в полном объеме.