14 июля 2010 г.
Качество образования в Приангарье по итогам сдачи единых госэкзаменов по русскому языку и математике по сравнению с прошлым годом возросло незначительно. Среднеобластные показатели в ЕГЭ пока уступают общероссийским. Об этом на рабочем совещании губернатора с главами муниципальных образований сообщил министр образования Иркутской области Виктор Басюк.
Предварительно со всех муниципальных образований области была запрошена информация по различным аспектам деятельности местных органов образования, проведен всесторонний анализ представленных показателей. Город Зиму на совещании представлял исполняющий обязанности мэра города Алексей Ланг.
Губернатор Приангарья Дмитрий Мезенцев, приветствуя участников совещания, затронул основные темы повестки. Глава региона акцентировал особое внимание на вопросе перехода к новой системе оплаты труда педагогов, которая вводится на территории области с 1 октября текущего года. Дмитрий Мезенцев обратился к главам муниципалитетов с предложением активизировать работу по выдвижению учителей на участие в областных и всероссийских конкурсах и проектах, предполагающих денежное поощрение. Глава области поручил главам поселений своевременно решать вопросы обеспечения сельских педагогов жильем и вкратце рассказал о целевых программах, принятых в рамках развития сферы образования. При этом, как отметил губернатор, объемы финансирования программ пока окончательно не определены.
Виктор Басюк представил результаты анализа сведений по неэффективным расходам бюджетных средств, выделяемых на нужды образования, отметив, что таковых из общей массы – почти 20 процентов. Основные причины неэффективного использования денежных ресурсов – низкая наполняемость классов (менее 25 учащихся), нарушения при делении на подгруппы при изучении отдельных предметов, превышение штатного расписания по прочему персоналу (административно-управленческий аппарат, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий). В Зиме неэффективных расходов не выявлено.
Безусловно, сведущие в области образования люди понимают, что некоторые из приведенных выше показателей зачастую не лучшим образом влияют на качество обучения. Так, при изучении иностранного языка классы, состоящие из 24 и менее учащихся, уже не делятся на подгруппы. Поэтому говорить об отличном качестве освоения предмета в данном случае весьма проблематично. Однако в условиях экономии бюджетных средств требования министерства по оптимизации расходов необходимо соблюдать.
Об оснащенности образовательных учреждений области автоматической пожарной сигнализацией сообщила главный государственный инспектор по пожарному надзору Надежда Аргунова. По ее информации, на данный момент в области приостановлена деятельность семи образовательных учреждений, вызывающих особую тревогу пожарных. Вместе с тем, работе по выполнению противопожарных мероприятий в большинстве муниципалитетов уделяется должное внимание. Даже в кризисный период данная деятельность не прекращается.
В Зиме АПС оборудованы все школы, на что было затрачено в общей сложности около трех миллионов рублей. Завершен монтаж АПС в детских садах № 7, 15 и 16. В рамках исполнения муниципальной целевой программы в оставшихся пяти дошкольных учреждениях установка автоматической пожарной сигнализации запланирована до конца года. Требуемые для этого средства – свыше 850-ти тысяч рублей. Оборудование АПС учреждений ЗДДТ и ДЮСШ планируется в 2012 году.
Процент несоответствия зданий образовательных учреждений санитарным нормам и правилам в Приангарье колеблется от 28 до 77%. Часть из них и вовсе располагается в приспособленных помещениях. В отдельных учреждениях нет спортивных и актовых залов. Практически на каждой территории выявляется несоответствие по нормам площади пищеблоков школ и детских садов. Серьезные опасения вызывает и технологическое оборудование столовых. Такие данные на совещании озвучил глава Роспотребнадзора по Иркутской области Алексей Пережогин.
Как в интервью нашему корреспонденту сообщил Алексей Ланг, в Зиме также есть ряд проблем, характерных для образовательных учреждений области. Серьезную озабоченность властей вызывает аварийное состояние Дома детского творчества, необходимо расширять столовую и строить актовый зал в школе № 10, ремонтировать спортзал в школе № 1, есть и другие «болевые точки» в состоянии образовательных учреждений. Все эти вопросы могут быть решены только с привлечением денежных ресурсов с областного и федерального бюджетов. Работа по формированию нормативно-правовой базы и соответственно вхождению в программы в Зиме ведется постоянно.
Одним из самых серьезных из рассматриваемых на совещании стал вопрос прохождения образовательными учреждениями процедур лицензирования и аккредитации. В целом по области работа в этом направлении ведется не достаточно эффективно.
В Зиме в настоящее время лицензированы 9 школ и межшкольный учебный комбинат, в стадии лицензирования – одна школа и три детских сада. Формируется пакет документов еще на 7 образовательных учреждений. Практически аналогично выглядит ситуация с аккредитацией. Основные причины неполучения лицензии – отсутствие АПС и некоторые другие нарушения, выявленные по линии контролирующих структур. Все эти мероприятия требуют больших финансовых затрат.
Подводя итоги совещания, зампред Правительства области Александр Моисеев подчеркнул важность вопросов образования, ведь в конечном счете от их решения зависит будущее региона.