1 сентября 2025 г.
В целях снижения административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность и повышение качества администрирования контрольно-надзорных функций проведена реформа контрольно-надзорной деятельности, результатом которой стало принятие 31.07.2020 Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Федеральный закон № 248-ФЗ предусматривает возможность проведения профилактических визитов вместо контрольных (надзорных) мероприятий.
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы инспектором по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения «Инспектор».
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об:
- обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска;
- о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании;
- об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Инспектор осуществляет:
- ознакомление с объектом контроля;
- сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска;
- проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Профилактический визит проводится по инициативе контрольного (надзорного) органа (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» введен мораторий на проведение плановых проверок, который с 01.01.2025 отменен.
Отмена временных мораториев на проверки бизнеса и полный переход к риск-ориентированному подходу стали одним из этапов реформы контрольно-надзорной деятельности. Предложение о периоде перехода с 01.01.2025 сформулировано в Послании
Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024, где указано, что возможно отказаться от временных мораториев на проверки бизнеса и вместо этого с учетом наработанного опыта полностью перейти на риск-ориентированный подход, закрепив его законодательно. Там, где риски отсутствуют, надо применять профилактические меры и таким образом минимизировать число проверок.
По состоянию на сегодняшний день фактически осуществлен отказ от временного моратория по внеплановым контрольно-надзорным мероприятиям путем переноса оснований для проведения внеплановых мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 и действовавших до конца 2024 г., в общие основания проведения внеплановых контрольных мероприятий, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ.
В отношении отдельных видов контроля моратории продолжают действовать:
- до 01.01.2030 - для плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок, за исключением указанных мероприятий в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
Ответственность за нарушение должностными лицами законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле предусмотрена статьей 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае нарушения прав предпринимателей и юридических лиц можно обратиться в Братскую
межрайонную природоохранную прокуратуру:
- письменно по адресу: ул. Маршала Жукова, д. 3, г. Братск, Иркутская область, 665729;
- через Единый портал прокуратуры, заполнив форму на сайте;
- через портал государственный услуг Российской Федерации.
В рубрике: Новости