С 2019 года в России введена обязательная маркировка товаров. К 2024 году единая национальная система маркировки должна охватить все отрасли промышленности. Предполагается, что с рынка уйдет контрафактная продукция, перестанут существовать производители, укрывающие доходы, а покупатель будет получать только качественные товары.
Что такое маркировка? Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КиЗ) на товаре. Его может создать только единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий. Для изделий из драгоценных металлов (с марта 2024) – маркировку будет осуществлять Гознак.
Где находится маркировка товара? На упаковке, ярлыке, этикетке или таре.
Зачем нужна маркировка товара? С помощью маркировки (КиЗ) можно идентифицировать товар, его подлинность, отследить его путь от производителя до продажи или списания. Маркировка товаров позволяет узнать всю информацию конкретного товара — где он был изготовлен, из каких материалов, его параметры.
Кто может маркировать товар?Маркирует товар только производитель. Если товар импортный, то маркировкой занимаются импортеры. Бизнес обязан передавать данные о товаре единой госсистеме «Честный ЗНАК».
Что такое «Честный знак»? Национальная система маркировки товаров для их отслеживания от производителя (импортёра) до потребителя. Любой человек, у которого на смартфоне установлено приложение Честный ЗНАК, сможет проверить легальность товара. Всё, что нужно покупателю – скачать приложение и отсканировать код. Главные задачи системы Честный знак – это борьба с контрафактом и контроль за качеством.
Кто участвует в процессе маркировки? Распределение ролей в рамках процесса следующее:
Какие товары должны быть обязательно маркированы?
Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, поэтапно пополняется.
В настоящий момент обязательной маркировке подлежат товары из следующих групп:
В настоящий момент обязательной маркировке подлежат товары из следующих групп:
В системе «Честный знак»:
Какие виды маркировок применяются?
Для разных товаров предусмотрены разные способы маркировки. Например, для меховых изделий используются RFID-метки — микрочипы, в которых с помощью радиочастотной идентификации зашифрованы сведения об объекте. Сигареты, обувь, одежду, молочные продукты и другие товары маркируют двухмерными штрихкодами DataMatrix.
Что должна содержать маркировка товара?
Какая ответственность за нарушение обязательных требований по маркировке?
За нарушение правил работы с маркировкой предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Штраф для граждан составляет от 2 тысяч до 4 тысяч рублей, на должностных лиц от 5 до 10 тысяч руб., для юридических лиц – от 50 до 300 тысяч руб., а так же с конфискация непромаркированной продукции. Уголовная ответственность наступает в случаях, когда стоимость непромаркированной продукции превышает крупный или особо крупный размер.
Благодаря введению обязательной маркировки товара, у потребителя появилась возможность делать правильный и качественный выбор товаров. Приобретение продукции у добросовестных продавцов влечет за собой гарантию защиты его прав.
Информация подготовлена специалистами
консультационного центра по защите прав потребителей
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской
области» с использованием материалов
СПС Консультантплюс
НАШИ КОНТАКТЫ:
г. Иркутск, ул. Трилиссера 51, каб. 113
тел.: 8 (395-2) 22-23-88,
г. Иркутск, Пушкина 8, каб. 404
тел.: 8 (395-2) 63-66-22,
е-mail: zpp@sesoirkutsk.ru