В соответствии с Федеральным законом № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – закон об энергосбережении)все собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов были обязаны установить, а также обеспечить соответствующую эксплуатацию приборов учета. Так, с 1 июля 2012 года,все помещения собственников многоквартирных домов,при наличии технической возможности, были оснащены приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии.
Большинство граждан заметно ощутили экономический эффект, установив индивидуальные приборы учета (далее – ИПУ). Для добросовестных граждан стало выгодно платить по фактическому использованию ресурса, а для других, конечно же, наоборот, поскольку раньше они могли заработать на разнице в оплате коммунальных услуг, сдавая квартиру «компании», а оплачивая норматив за одного зарегистрированного.Однако, в этой статье мы не будем подробно останавливаться на плюсах и минусах установки приборов учета, а поговорим о дальнейшем развитии событий в этой сфере.
Установка счетчиков, ввод их в эксплуатацию – это первый этап масштабных работв реформе энергоэффективности, как для поставщиков и управляющих компаний, так и для потребителей.Много вопросов и споров приходилось решать при помощи органов надзора, а также в суде. Шло время, и вроде бы, все привыкли платить по показаниям ИПУи вот через 4 – 6 лет второй этап развития событий –поверка ИПУ. Как оказалось,гражданелибо забыли, либо были недостаточно информированы о том, что на них возложена обязанность по поверке средств измерений. И когда счета на оплату коммунального ресурса увеличились в 3-4 раза, в связи с истечением срока поверки, вновь много жалоб,споров, негатива.И можно долго спорить кто прав, кто виноват, однако незнание законов ни одну из сторон договорных отношений не освобождает от ответственности.
Проблемы распределения прав, обязанностей, ответственности сторон в вопросах установки и поверки счетчиков всегда вызывали, и,возможно будут вызывать много споров. Еще в 2017 году глава Росстандарта Алексей Абрамов на коллегии ведомства и исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ («ЖКХ Контроль») Светлана Разворотневаотметили: «Что поверка – это проверка точности показаний прибора и этим не должны заниматься сами жильцы.Поверка оказалась еще одной нишей для развития мошеннических схем. Граждан стали обманывать мошенники, представляясь «представителями администраций» и «коммунальных служб»,принуждая, пугая штрафами, проходить несвоевременную поверку счетчиков,рекомендуя отдельные организации, не имеющих на это лицензии. Кроме того, чтоб справедливо начислять плату, необходимы счётчики одного типа и класса, как для квартиры, так и для мест общего пользования, а чтобы была возможность везде установить современные приборы, заниматься этим должны не граждане, а ресурсоснабжающие организации (те, что поставляют воду, свет и т.п.)., как и обслуживанием этих приборов и снятием с них показаний».
Итак, в июне 2020 года, произошло долгожданное событие,решена проблема большинства потребителей по установке и поверке электросчетчиков. В соответствии с федеральным законодательством(Постановление Правительства РФ от 29 июня 2020 г. № 950) с 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к энергетическим компаниям: гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям, в случае с прочими потребителями (к ним, в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).
Теперь подробней об изменении порядка установки, а также об обеспечении соответствующей эксплуатации приборов учета электроэнергии:
1) Общедомовые (далее – ОДПУ) и индивидуальные (далее – ИПУ) приборы учета электроэнергии теперь устанавливает и осуществляет замену гарантирующий поставщик. Установка (замена) приборов учета в многоквартирном доме должна быть осуществлена не позднее 6 месяцев:
- с даты истечения интервала между поверками или окончания срока эксплуатации прибора учета;
- при выходе прибора из строя, либо его неисправности.
2) Гарантирующий поставщик не только ставит новый ОДПУ и ИПУ электроэнергии, но и эксплуатирует его, а, следовательно, проводит и техосмотр, и техобслуживание, и регулярные поверки. Теперьвсе это – забота гарантирующего поставщика, а не управляющей компании (далее – УК) и не жителей. Однако сохранность ОДПУ многоквартирного дома, обязана обеспечивать УК, соответственно сохранность ИПУ в квартирах и частных постройках возложена на жильцов.
3) Если гарантирующий поставщик не исполняет свои обязательства по установке и замене ПУ, то собственник начинает платить за электричество все меньше и меньше – на 20% первые три месяца просрочки, а затем – на 40% в месяц, вплоть до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию. Однако потребитель должен заявить поставщику о неисполнении соответствующих обязанностей поставщиком письменно, размер платы уменьшается со дня получения претензии.
Бывают случаи, когда потребитель не пропускает к себе гарантирующего поставщика для установки, замены, проверки, обслуживания прибора учета (далее – ПУ),так вот если дважды потребитель не впустить сотрудника поставщика, то он будет платить за электричество полтора норматива потребления электричества в месяц. Аналогичное правило действует и для УК.
И заключительным этапом в реформе энергосбережения станет внедрение с 2022 года«умных,интеллектуальных»ПУ. Они будут фиксировать уровень напряжения и частоту, так называемые «скачки напряжения», позволяя, таким образом, потребителям следить за качеством электроэнергии. Кроме того, при интеллектуальном учете у потребителей появится возможность дистанционной смены тарифа без замены ПУ.
Однако до тех пор, пока ОДПУ и ИПУ не присоединены к интеллектуальной системе учета, их показания снимает УК (ТСЖ, ЖСК), независимо от того, оказывает ли она жителям МКД коммунальную услугу по электроснабжению, ижители, которые перешли на (прямой) договор с ресурсоснабжающей организацией. Кроме того, УК же продолжает проверять «старые» счетчики, установленные до июля 2020 года.
Итак, по мнению Минэнерго, данные изменения в законодательстве, позволят потребителям сэкономить от 5 до 20 тысяч рублей на покупке, установке, а также на поверке счетчиков.
Такое решение пока принято только по электросчетчикам, установка и поверка счетчиков воды по-прежнему является повинностью граждан.
Напоминаем, что в случае если истек срок поверки счетчика воды, оборудование считается непригодным к использованию. И оплата начисляется из расчета объема израсходованной воды за последние полгода по среднемесячному тарифу. Так будет длиться 3 месяца, а потом расчеты начнут производиться по нормативам, которые значительно превышают показания счетчика. Однако в 2020 году, во время эпидемии коронавируса, это правило не работает! Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 были внесены изменения в целый ряд нормативных актов, касающихся предоставления коммунальных услуг и проведения расчётов платы за их потребление. В частности, отменена поверка счётчиков в 2020 году вплоть до 1 января 2021 года в связи с карантином и самоизоляцией. Постановление запрещает производить начисление неустоек и штрафных санкций.
Обращаем внимание потребителей, если у вас есть вопросы по защите прав потребителей коммунальных услуг вы можете обратиться по телефонам Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8-800 – 555-49-43) или Консультационного центра в г. Иркутске по тел. 8(3952)22-23-88.
Консультационный центр по защите прав потребителей
Подготовлено с использованием материалов сайта