В последнее время участились случаи распространения листовок с предложениями услуг по ремонту бытовой и компьютерной техники на дому. В объявлениях обычно говорится о быстром приезде мастера, проживающего поблизости, и низких ценах. Например, предлагается оперативный ремонт бытовой техники: холодильников, телевизоров, стиральных машин, а также широкий спектр компьютерных услуг, включая удаление вирусов, установку программ и настройку интернета.
К сожалению, при обращении к подобным мастерам потребители часто сталкиваются с недобросовестным обслуживанием и обманом. Передавая свою технику в руки непроверенных исполнителей, люди подвергают риску не только свои вещи, но и собственную безопасность.
В данной статье мы расскажем, на что стоит обратить внимание при ремонте бытовой техники.
Отношения в сфере бытового обслуживания регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами бытового обслуживания населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1514.
Потребители бытовых услуг имеют права на информацию, качество, безопасность, отказ от услуги и возмещение убытков.
Право на информацию
Исполнитель должен предоставить потребителю информацию о себе и своих услугах на русском языке.
Исполнитель – это организация, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю в доступном месте достоверную информацию об услугах/работах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а именно:
Исполнитель обязан предоставлять информацию, в том числе при обслуживании вне постоянного места нахождения. При оказании услуг/выполнении работ Исполнитель обязан оформить в письменной форме договор, содержащий следующие сведения:
для юридического лица - наименование и место нахождения (адрес) организации;
для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о государственной регистрации), идентификационный номер налогоплательщика;
Один экземпляр договора об оказании услуг (выполнении работ) выдается исполнителем потребителю.
Договор об оказании услуг (выполнении работ) в отношении услуги (работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и др.
Сохраняйте все документы по ремонту (договор, акт выполненных работ, чеки), они могут пригодиться при возникновении споров.
Обращаем внимание, если ремонт техники выполняет «самозанятый», то на эти услуги распространяется закон о защите прав потребителей. Это значит, что потребитель может отстаивать свои права в суде, если «самозанятый» нарушил этот закон или другие правила, касающиеся защиты прав потребителей. Однако, если ремонт выполняет частное лицо, то закон о защите прав потребителей не действует.
Справочно: проверить статус «самозанятого» возможно с помощью публичного сервиса ФНС России «Проверка статуса налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого)» указав ИНН физического лица.
Право на качество
Исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. Если в нём нет условий о качестве, то услуга должна быть пригодной для целей, для которых она обычно используется.
Право на отказ и возмещение убытков
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы и потребовать полного возмещения убытков, если, в том числе им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы.
В случае утраты или повреждения материал (вещи) исполнитель обязан в течение трех дней заменить его аналогичным, или при отсутствии аналога, возместить двукратную стоимость материала и понесённые расходы. Стоимость определяется на день удовлетворения требования или вынесения решения суда. Цена материала фиксируется в договоре или ином документе.
В случае некачественного ремонта или возникновения иных спорных ситуаций потребителю необходимо обратиться к Исполнителю с претензией. В случае отказа Исполнителя в добровольном порядке удовлетворить заявленные требования, потребитель вправе обратиться в суд для защиты своих прав.
Памятка. Ремонт бытовой техники